DARKER№7 июль 2019
Юбилейный 100-й номер о самом заветном — русском хорроре.
Юбилейный 100-й номер о самом заветном — русском хорроре.
Новый DARKER вышел! И так уже сотый месяц подряд! Этот номер — самый что ни на есть юбилейный. А чтобы придать юбилею символичности, мы посвятили его русскому хоррору. Ему, родимому, кого все эти сто выпусков поднимали с колен и чье знамя поныне гордо несем… Посредством этих и других напыщенных фраз главный редактор Артём Агеев нагнетает атмосферу праздника и кутежа.
У восьмилетнего Дениски слишком богатое воображение, и он все еще верит в байки о бабае, который приходит в полночь… Рассказ вышел в pdf-журнале «Тьма» ровно десять лет назад и с тех пор дважды публиковался в бумаге — антологии «Пазл» и авторском сборнике «Зона ужаса». Для тех же, кто все пропустил либо желает освежить память, DARKER вспоминает «Бабая» в своей ностальгической рубрике.
Слово «жуть» ассоциируется у современного человека с чем угодно, но только не с домовыми, водяными или лешими. Услышав названия этих существ, мы обычно вспоминаем старые сказки или мультики про их проказы и совершенно не испытываем страх. А все потому, что мы не имеем представления о том, кто они такие на самом деле. Но их восприятие кардинально меняется, когда мифы приобретают осязаемые черты. Едва мы видим свидетельства существования сверхъестественных созданий, сразу понимаем, что эти истории — жуткая и малоприятная реальность. Эта статья о лешем с Шахмаловой горы — очередное тому подтверждение.
В чем сила русского хоррора? Что его ждет в будущем? И причем здесь DARKER? Для обсуждения этих насущных вопросов мы пригласили людей, имеющих к теме юбилейного номера самое непосредственное отношение. Каждый из них не понаслышке знаком читателям DARKER, каждый многократно появлялся на страницах журнала, каждый сольно публиковался в серии «Самая страшная книга». Итак, у нас на связи: Олег Кожин, Максим Кабир, Дмитрий Тихонов и Виктор Глебов. Достаточно только собрать их вместе, и становится ясно: хоррор в русских селеньях — есть!
В июне серия «Мастера ужасов» издательства «АСТ» порадовала очередным новым переводом признанного зарубежного мэтра, Джо Р. Лансдейла, с его сборником «Бог Лезвий», в который вошел роман «Пронзающие ночь» и полдюжины рассказов, прежде не видевших свет на русском языке. Сегодня на счету автора — десятки романов, сборников, антологий, комиксов, есть даже киносценарии и пьесы… Читали его и в DARKER: мы переводили его рассказы и брали интервью — еще во времена, когда Лансдейла на русском практически не было. Сегодня ситуация изменилась, и мы снова пообщались с маэстро.
Когда-то она блистала на сцене Мариинского театра. Зрители с замиранием сердца следили за ее непринужденными па-де-ша, бризе и батманами. От ее гибкой фигуры не мог отвести взгляд и сам Великий князь. Но история их любви закончилась неожиданно: смерть твердой рукой увлекла приму в свое подземное царство. Только Великий князь не желает мириться с утратой фаворитки и во что бы то ни стало хочет вновь видеть ее на сцене.
Жанр «мэшап» интересен тем, что способен открывать неожиданные параллели. Как, например, эти две классики: повесть «Лабиринты» Вацлава Ластовского и «Безымянный город» Говарда Лавкрафта. Оба произведения написаны в 1920-х и с тех пор существовали отдельно, пока почти через сто лет не оказались «перемешаны»… Впервые в DARKER — перевод с белорусского языка!
Лера не уехала из военного города, а теперь — поздно. Единственная радость — сын, но и с ним что-то не так. У мальчика появился новый друг — скелет, который залез в его голову через белый квадрат. Толик, сожитель Леры, говорит, что все это — детские выдумки. Но чем дальше, тем меньше ребенок похож на себя прежнего. А по ночам в квартире слышится цоканье копыт…
Иногда проблемы вышибают почву у нас из-под ног. Ноша становится неподъёмной, всё трещит по швам и валится из рук. Стоит ли выбивать клин клином? Какую меру зла мы готовы впустить в свою жизнь, чтобы облегчить страдания? Готовы ли к последствиям?..
Молодая журналистка, ведущая колонку о людях разных профессий, однажды — практически случайно — взяла интервью у ведьмы. И теперь она видит Город, в котором живет, другими глазами: он больше не прячет от нее свои грязные секреты…
Он вернулся из «горячей точки», поработал в «ментовке», а теперь у него – процветающий бизнес. И «погоняло» соответствующее – Харон.
У графа В… был музыкальный вечер… DARKER вспоминает последнюю неоконченную, но от этого ничуть не менее жуткую повесть великого классика.
В повести «Двойник» автор использует мистический элемент — для критики общественного устройства. Исследует чувство незащищенности перед обществом, которое пожирает личные интересы. Мистический элемент легко превращается в элемент психологический: тему доппельгангера можно трактовать как тему расщепления личности… Дмитрий Костюкевич перечитывает классическую донельзя повесть Федора Достоевского.
Действие «Черного става» Владимира Ленского разворачивается в Батурине и Мазеповом Городище. В романе хватает и колоритных типажей, и нечистой силы, и выпитой горилки. Еще близ Черного става блуждает призрак «бедной девушки, потерявшей разум, проклятой отцом и брошенной любовником». Разгульный, живой дух гоголевской традиции в «Черном ставе» приглушается омертвелостью готической прозы…
Разнообразные чудовища и нечистые духи из русской мифологии вполне вольготно чувствуют себя в комиксах, компьютерных играх и, конечно же, в фильмах ужасов. Собственно, об этих (и не только) страшилищах и пойдет речь в сегодняшней подборке, которую любезно составил Султанбек Аббасов. Из дремучих лесов и заснеженной тайги, из тумана, стелющегося над озерами и с непроходимых болот движутся шесть таких родных для нас и таких бесконечно далеких для кого-то образин.
Актер Сид Хэйг, добившийся по-настоящему громкого успеха уже в зрелом возрасте, 14 июля отметил свой 80-й день рождения. При этом он не прекращает творческую деятельность, активно участвует в съемках и, кажется, совершенно не задумывается об окончании карьеры. Уже в этом году свет должен увидеть новый фильм Роба Зомби, в котором мы сможем снова повстречаться с полюбившимся многим капитаном Сполдингом. О нелегком актерском пути Хэйга и его вкладе в хоррор рассказывает Валерий Лисицкий.
Азиатский видеорынок конца прошлого века пестрел потрясающе кровавыми лентами. Сплав секса и насилия здесь был превращен в отдельный вид искусства. Параллельно развивалась индустрия так называемого «розового кино» (pinku eiga), дешевое производство которого было поставлено на конвейер. Вероятно, одним из самых оригинальных и ярких режиссеров последней волны пинку был и остается Хисаясу Сато. Обзор наиболее характерных его работ подготовил Глеб Сегеда.
«Чернобыль» рассказывает историю, которую мы много раз слышали, но не должны забывать. Ценность сериала — в том, что он напомнил и заставил задуматься о масштабах трагедии на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции. И сделал это качественно и драматично, громко заявив о себе на весь мир. Подробности — в обзоре от Елены Труш.
Хоррорпанк был и остается одним из самых интересных и в то же время скрытных направление в панк-роке. В начале 10-х в Москве из сырых могил и радиоактивных могильников на улицы вышли легендарные Braindead, чтобы нести террор и разрушения. Выпустив отличный альбом Five Years Dead (доступен на CD и виниле), команда растворилась в вечности. Навсегда ли?..
С одной стороны, к счастью, прошли те времена, когда понятия «русская фолк-музыка» сводилась к «Играй, гармонь» и ансамблю «Березка». С другой стороны, мы, кажется и сами до сих пор недооцениваем ни стилистическое разнообразие русского фолка вообще, ни количество и качество его граней, способное порадовать и ценителя хоррора.
Темой сотого номера DARKER стал «Русский хоррор», а потому мы были обязаны посвятить новую Галерею Тьмы российскому художнику, и наш выбор после недолгих раздумий пал на одного из самых известных отечественных иллюстраторов книжных обложек Андрея Фереза. Если по какой-то причине вы ещё не видели его работ, то милости просим в нашу очередную пугающую своей мрачной красотой Галерею.
Земля русская богата самыми разными талантами, проявляющими себя в самых разнообразных сферах. И вдвойне приятно, когда наши люди добиваются успеха на чужбине. Поэтому когда в 2014 году стало известно, что художник из России Артём Траханов нарисовал мини-серию «Прибой: Зов Лодочника» для американского издательства Image, это действительно стало большой новостью для российских читателей историй в картинках. В номере, посвящённом русскому хоррору, мы расскажем о комиксах Артёма и покажем его работы.
Кэсси Хак встречает Ворона, у Вампиреллы новый комикс, а «Ходячие мертвецы» наконец-то дошли до финала, «современные» Люди Икс и манга StarCraft снова добрались до России, а вот Космический Призрачный гонщик и динозавры-убийцы у нас впервые… обо всём этом и кое-чём другом рассказываем в свежем «Горне».
Подполье. Так можно обозначить местоположение многих отечественных разработчиков. И если настольные игры еще как-то привлекают издателей, то с компьютерными все сложнее. Алексей Абросимов поговорил с идейной командой Ignis Sanat, которые решились сделать визуальную новеллу «Sanator: Scarlet Scarf» в сеттинге ролевки «Domus et Animae». Разработчики рассказали, с чего начался проект, как они его вели и какие у них планы на будущее.
Отечественный игропром является достаточно грустной и щекотливой темой в обсуждении. Сейчас в его сторону часто летят лишь упреки, да недоверие с небольшой толикой надежды. Тем ценнее старые бриллианты, оценщиком которых выступает Дмитрий Казин. В этот раз он решил рассмотреть под лупой старый детский квест «Страшилки. Шестое чувство», который оказывается очень даже мрачным для взрослой аудитории.
Авторы июльского номера.
Тема номера: «Зоохоррор».